Пермь: -0°C
$ 92.51€ 98.91

Павел Паршин: Артиллерия – бог войны!

11 июня 2015 | 15:15 Общество

Справка «ПО»:

Павел Сергеевич Паршин родился 13 июля 1923 года в Пензенской области. Полковник запаса.

24 июля 1941 года добровольцем ушел в РККА. После обучения на ускоренных курсах Пензенского артиллерийского училища был направлен на фронт. Воевал в составе 28-й отдельной стрелковой бригады Западного фронта. Затем – в составе 805-го гаубичного полка резерва главного командования на Воронежском, 1-м и 4-м Украинских фронтах.

Участвовал в обороне Москвы, в битве на Курской дуге, в освобождении Украины, Венгрии, Румынии, Чехословакии.
День победы встретил в Праге в звании капитана.

После окончания войны служил в Прикарпатском военном округе (до 1956 года). После окончания Ленинградской академии ракетных войск в 1961 году проходил службу в ракетных дивизиях страны.

С 1966 по 1969 годы был командиром 52-й ракетной дивизии, дислоцировавшейся в Пермском крае в поселке Звездный.
Награжден четырьмя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной звезды, орденом Александра Невского, наградами Чехословацкой республики, многими боевыми медалями.
 
«Думал, что погибну»

- Где Вы встретили войну, Павел Сергеевич?


- В  июне 1941 года я после окончания политпросветшколы вернулся к себе в село. Отца дома не было: он, как все мужики, уехал на заработки в город. И вот я только приехал – началась война. В семье у нас в то время было шестеро детей,  я - старший сын. Подал заявление в военкомат. И 27 июля 1941 года меня призвали в Красную Армию. 

Отправили в Пензу, в артиллерийское училище. Учился три месяца.

В первых числах ноября, когда немцы уже были под Москвой, из курсантов нашего училища был сформирован отдельный артиллерийский дивизион. Все в нем были добровольцы. Я попросился в разведчики.

- А что такое, Павел Сергеевич, артиллерийская разведка? Я понимаю – разведка в пехоте: незаметно пройти в тыл врага, изучить расположение войск противника, сообщить командованию, «языка» живым взять… А вот что такое артразведка, не знаю. С пушкой же не поползешь за линию фронта.

- Я тогда еще не осознавал, что артиллерийский разведчик - это самый первый кандидат на тот свет. Разведчик должен находиться в лучшем для него случае на нейтральной полосе, в худшем – за линией фронта, в тылу противника. Разведчик корректирует расположение противника, количество и калибр пушек, танков, дотов, чтобы наши снаряды не летели впустую, а били точно по целям, потом сообщает эти данные  в штаб дивизии. А потом своим огнем сопровождает пехоту в наступление. От его данных многое зависело. Недаром же говорится, что артиллерия – бог войны. Но у нас, разведчиков, всегда был шанс погибнуть не только от вражеского огня, но и от артподготовки своих. Но вот остался живым, хотя думал, что погибну.
 
Пушки на конской тяге

- А первое боевое крещение где получили?
- В конце ноября в боях за деревню Красная Поляна, недалеко от  Лобни, это километрах в двадцати от Москвы. Немцы уже в бинокль Москву рассматривали. Зима тогда стояла холодная, но одевали и кормили нас хорошо. Пушки у нас в 28-й стрелковой бригаде были 76-мм, 1902 года выпуска, с деревянными колесами и на конской тяге. Это уже потом, перед Курской битвой, наши пушки стали тягать американские «студебеккеры».

Пушки были старые, прицелы сбиты. Поэтому иногда мы из этих пушек стреляли прямой наводкой: смотришь в ствол, потом заряжаешь снаряд и – огонь!

Очень хорошо помню, что на подступах к деревне, на поле, стояли скирды соломы, а вокруг - много снопов, занесенных снегом. Но это, как мы потом уже выяснили, были не снопы, а трупы наших солдат и немцев. Жуть. Очень сильно меня это потрясло.
В деревнях, которые мы освобождали, все было разрушено и сожжено. Стояли виселицы, на них – люди с табличками «партизан» или «коммунист» висели. Жить не хотелось. Такая ненависть к немцам была…

5 декабря Западный фронт, которым командовал Жуков, перешел  наступление. Батарея, где я воевал, поддерживала наступление пехоты, мы долбили разведанные боевые точки немцев.
 
Пражская весна Победы

- Вы были ранены?
- Несколько раз. Первое ранение получил в 1942 году  под Москвой, около станции Шеховская. Немцы пошли на прорыв. В нашей роте были четыре орудия. Мы получили приказ тратить не весь боекомплект, а оставлять одну четверть от общего количества снарядов: неизвестно, как всё в бою обернется, сил у нас тогда еще маловато было. А пушки друг от друга стояли метрах в ста. Я побежал предупреждать всех командиров орудий, и когда уже подбегал к последней пушке, рядом разорвалась мина. Мне осколком – в ногу.
 

Меня тут же в медсанбат, потом – на поезде в Москву. На Белорусском вокзале нас ждали санитары, погрузили всех раненых в машины и в госпиталь. Через два месяца выписали, направили в Кузьминки на курсы бойцов всех родов войск. Были такие курсы, где обучались те, кто после ранения.  После их окончания получил звание младшего лейтенанта,  направили меня в Арзамас, где формировалась 805-й гаубичный полк резерва. До конца войны в нем и воевал. А дальше – Воронежский фронт, район Харькова и Белгорода: там немцы под командованием Манштейна готовили мощное наступление, хотели взять реванш за поражение под Москвой и Сталинградом.

Наше наступление на Курской дуге, как вы знаете, началось 5 июля 1943 года. На нашем участке нам противостояла дивизия СС «Адольф Гитлер». Если сказать одним словом, то битва была как рукопашный бой. Кто сильней, кто слабей, было непонятно. Город Богодухов, например, переходил из рук в руки два раза.

Но потом немцы выдохлись. Харьков и Белгород мы снова освободили. Это уже февраль был.

- Что было потом, Павел Сергеевич?
- Потом была Украина, Карпаты. Там тоже тяжелые бои были: не было дорог, мы не умели воевать в горах. Через Ужогский перевал с боями вышли на станцию Чоп, оттуда на Ужгород, а потом - в Прагу. Там и встретил 9 мая. Но если в Германии война уже закончилась, то в Чехословакии продолжалась до 13 мая: немцы из Австрии прорывались на соединение к американцам, наверное, к нам в плен боялись сдаваться. Мы немцев там хорошо встретили! Представьте себе: 250 пушек на один километр фронта!
 
Первопроходец ракетных войск

- А дальше?

- Так и прослужил командиром дивизиона в Прикарпатском военном округе до 1956 года. Этот округ был особый в стратегическом плане: он граничил с Чехословакией, Польшей, Венгрией, Румынией. Как раз в 56-м начались события в Венгрии, думал, что меня направят туда на подавление мятежа, но получил приказ – отправляться в Ленинград, в академию. Тогда начались формироваться ракетные войска СССР.  Наш выпуск был первый.  Можно сказать, что мы были первопроходцами ракетных войск страны.

- А как Вы попали в Пермь?

- В 1966 году меня назначили командовать 52-й ракетной дивизией в Звездный, правда, он тогда по-другому назывался. Могу открыть тайну: в 1968 году командование РВСН (ракетные войска стратегического назначения – прим. Ред.)провело проверку боеготовности нашей дивизии. Был проведен пуск ракеты с имитированным ядерным боезарядом на Камчатку. Там был специальный полигон. Ракета долетела за 25 минут. Цель была поражена. Наша дивизия получила оценку «отлично». Это был, слава Богу,  единственный пуск ракеты из Звездного.

С внучкой Катей.

Через год полковник Павел Сергеевич Паршин подал в отставку. Но ветеран не сидит сложа руки: активно сотрудничает с краевым и районным Советом ветеранов, встречается со школьниками и студентами. И растит внуков.

А вот еще один любопытный документ, о котором ветеран из скромности не стал рассказывать нашему корреспонденту. Предлагаем его вашему вниманию.

Из наградного листа капитана Паршина П.С.
«В период наступательных боев с 15.1.45 года по 15.2.1945 года хорошо организовал связи и взаимодействие с поддерживающими стрелковыми подразделениями 57 стрелкового корпуса. Своевременно и точно готовил исходные данные при стрельбе дивизиона, хорошо организовал передислокацию дивизиона при продвижении вперед, обеспечивая ведение огня по пехоте и огневым точкам противника.
В боях за овладение городами … умело управлял огнем дивизиона, где уничтожил: пулеметных точек – 9, подавил огонь 2-х артбатарей, 3 минбатарей, при отражении контратак рассеял и частично уничтожил до 150 солдат и офицеров противника.
Достоин правительственной награды: ордена Александра Невского.
Командир 805-го гаубичного полка полковник Никитин. 20 марта 1945 г.»
.
 

Просмотров: 270

Выбор редакции

Информационно-аналитический портал «НеСекретно» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-55727 от 21.10.2013 года.

Яндекс цитирования

© ООО Медиа-группа «Пермский Обозреватель»

Вам есть что рассказать? Отправить новость
Следите за нами
в соц.сетях