Пермь: +1°C
$ 92.37€ 99.53

Пермский край сделал первый шаг на пути к доступной среде

21 июня 2013 | 07:08 Общество

18 июня в павильоне «Пермской ярмарки» прошел первый Пермский гражданский форум «Доступная среда – для всех», на котором был представлен проект концепции долгосрочной целевой программы «Доступная среда. Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2014-2017 годы». Этот документ является отправным пунктом для начала реализации в крае единой социальной политики по созданию безбарьерной среды, которая объединит работу различных министерств, муниципалитетов и общественных организаций.
 
Проблема социальных барьеров малоподвижных групп населения стоит в Прикамье остро: на 1 января 2013 года 9,5% (250 184 человек) от всей численности населения края являются инвалидами. Поэтому выделение средств в размере 86,69 млн. рублей (за период с 2014 до 2017 года) из федерального, краевого и муниципальных бюджетов, кажется весьма целесообразным.

О том, что обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам людей с ограниченной мобильностью является важной задачей для руководства края, на открытии форума заявил и губернатор края Виктор Басаргин:
-Инвалиды нуждаются в том, чтобы органы государственной власти сняли те барьеры, которые создали на территории своего региона. В Прикамье действует долгосрочная целевая программа по созданию условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2013-2014 год. На эти цели из краевого бюджета выделяется 30 млн. рублей. Но настоящий масштаб проблемы на порядок выше. Только 19% объектов социальной сферы доступны для инвалидов, 36% для людей с заболеваниями слуха и зрения. По этим показателям мы отстаем от других регионов.

Сегодня у нас есть возможность вместе найти устраивающее всех решение проблемы, чтобы люди с ограниченными возможностями могли как можно быстрее реабилитироваться в окружающую среду. Очевидно, что каждому из нас предстоит многое для этого сделать. Прошу глав муниципальных образований активно подключиться к этой работе и оказать ей полное содействие.


Так как финансовые возможности края весьма ограничены, нужно определить приоритетные объекты для концентрации средств: к ним отнесутся социальные учреждения, объекты, транспортных нужд и средств связи, подходы к помещениям общественных организаций.

В свою очередь председатель Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов Вера Шишкина подчеркнула, что создание доступной среды, которая включает в себя не только физическую доступность и безопасность социальных объектов (благодаря этому и доступность социальных услуг), но и доступность информационную, необходимо не только для инвалидов.

Существует устойчивый стереотип, что доступная среда создается только для инвалидов, но, тем не менее, к маломобильному населению относятся также беременные женщины, родители с детскими колясками и маленькими детьми, временно маломобильные и пожилые люди, велосипедисты. Получается, что практически каждый человек проходит в своей жизни циклы, связанные с маломобильностью. Поэтому с полным основанием можно говорить о том, что доступная среда является потребностью каждого человека и всего населения в целом. Содействуя созданию доступной среды для маломобильных групп населения, каждый делает это для себя.

В обществе распространен и еще один стереотип, что доступная среда – это всегда дорого. Если изначально запланировать, что объект будет доступным, затраты на эту доступность становятся незначительными. Но, если спроектирован недоступный объект, а потом его начинают реконструировать, то стоимость работ возрастает в несколько раз. Например, стоимость переоборудования торгового центра увеличится в 6 раз, здания мэрии, многоквартирного многоэтажного дома или общежития - в 4 раза, коттеджа или малоэтажного дома - в 7 раз, учебной аудитории - в 0,5 раза.

Помимо очевидной экономической выгоды, доступная среда вызывает в обществе еще целый ряд положительных явлений. Она создает удобство и безопасность для большинства населения, снижает количество несчастных случаев, экономит средства на медицинской помощи и переоборудовании объектов соцсреды, обеспечивает рост качества жилья, способствует сокращению числа специализированных учреждений для пожилых людей и инвалидов, освобождает родственников от ухода за ними и тем самым увеличивает число трудоспособного населения, создает рабочие места для людей с ограниченными способностями.

Но, несмотря на многочисленные достоинства доступных объектов среды, доля их среди всех объектов существующей инфраструктуры ничтожно мала. Как оказалось, проблема эта имеет не региональный, а федеральный масштаб. Об этом в своем докладе «Актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения создания доступной среды в Российской Федерации» рассуждал генеральный директор экспертно-консультационного центра «Эврика» (г. Санкт-Петербург) Лев Гутман.

По его мнению, причиной того, что в России, несмотря на все попытки власти, так и не удалось организовать безбарьерное пространство, является отсутствие единого документа, регламентирующего работу строительных и архитектурных организаций, которые сегодня вправе самостоятельно решать, быть ли их объекту доступным.
Гутман озвучил также общий перечень основных документов, которыми оперируют его центр и на которые обращается особое внимание при решении вопросов создания безбарьерного пространства. К таким документам относятся:

1.Конвенция ООН по правам инвалидов
2. Федеральный закон по защите прав инвалидов Российской Федерации
3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
4. строительный кодекс РФ
5.государственная программа «Доступное жилье» на 2011-2014 год
6. Система нормативных документов и проектирования Основные положения

После торжественного открытия и пленарного заседания участники форума продолжили работу в трех секциях. В первой обсуждались нормативно-правовая база и механизмы взаимодействия различных органов власти, общественных организаций и представителей малоподвижных групп населения в сфере создания безбарьерного общества. Вторая секция, наиболее разнообразная по составу участников, занималась поиском решений конкретных проблемных ситуаций малоподвижных групп населения и оценкой этого решения на предмет действенности. В третьей секции выступили представители профессионального сообщества строителей, архитекторов, проектировщиков, экспертов в вопросах создания доступной среды.

По результатам работы трех секций состоялось заключительное пленарное заседание, на котором ведущие секций подвели итоги форума.
 
Ведущая первой секции - Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае, - выступила с заявлением, что по мнению руководителей ее секции, для того чтобы вновь строящиеся и ремонтируемые здания были доступны, существующей нормативной базы и инвестиций вполне достаточно.

Для того чтобы сделать общество безбарьерным, главное сейчас – лично заинтересовать каждого государственного и муниципального служащего в решении проблемы. Личной же причастности должностных лиц зафиксировано не было. «В начале и в конце работы секции, – рассказывает омбудсмен, - я попросила поднять руки тех присутствующих, кто считает, что лично от него зависит, будет ли в крае доступная среда или нет. Первый раз было поднято семь рук, из них две принадлежали государственным служащим. Второй раз – по окончанию секции - рук было поднято больше, но все равно мало».

На первой секции были обсуждены два очень важный документ – Регламент взаимодействия исполнительных органов власти и органов местного самоуправления по вопросам создания безбарьерной среды и проект концепции целевой программы «Доступная среда».

Итоги работы второй секции подвела Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ». «В нашей секции возникли модели того, как могут происходить диалоги между органами власти и малоподвижными группами населения, и как должна быть налажена работа. На любое выступление руководителей органов власти откликалась живая экспертная группа. Одним из наших первых рабочих заключений является то, что сами материалы нашей секции должны быть публично оглашены. Люди, представляющие маломобильные группы населения, должны знать, что они были услышаны. Ответы же представителей власти были настолько конкретными, что по ним можно сразу начинать действовать».

Второе, что нужно сделать, - организовать «обратную связь». Люди должны чувствовать, что их запросы фиксируются, по ним принимаются меры, а, если не принимаются, то объясняется почему.
Еще одна важная вещь – доступность и прозрачность информации о проектах по снижению барьеров, которая является главной для взаимодействия.

Впечатлениями от работы в третьей секции с присутствующими поделился Сергей Шамарин, член Совета Национального объединения проектировщиков. Он отметил, что для изменения среды в сторону доступности недостаточно просто создать доступный социальный объект. «Это выглядит беспомощно и жалко, это всего лишь демонстрация возможностей конкретного застройщика». Для создания доступной среды необходима долгосрочная программа, финансируемая не один, не два и не три года, а уходящая за сроки выборов руководителей. Это видно по опыту европейских городов, в которых безбарьерное общество формировалось десятками лет. Поэтому та программа, которая сегодня обсуждалась, должна стать действительно долгосрочной. «Как профессиональное сообщество, мы поддерживаем те изменения, которые позволяют уровнять на законодательном уровне подходы и требования к строительству. Сегодня строительный кодекс дискриминирует часть объектов по требованию, в результате чего они выпадают из вида инвалидов. Наше объединение выступает за создание единой доступной для всех территории», - заявил Шамарин.

Татьяна Абдуллина, министр соц. развития Пермского края:
- Я думаю, что форум удался. Он привлек широкое обсуждение общественности. Если судить по составу и количеству участников, то мы видим большой интерес к решению этих вопросов. В первую очередь удалось поднять и обговорить сразу все проблемы, которые мучают нас уже не первый год, а где-то даже нащупать механизмы, через которые можно их решить.

Просмотров: 94

Выбор редакции

Информационно-аналитический портал «НеСекретно» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-55727 от 21.10.2013 года.

Яндекс цитирования

© ООО Медиа-группа «Пермский Обозреватель»

Вам есть что рассказать? Отправить новость
Следите за нами
в соц.сетях