Пермь: +1°C
$ 92.26€ 99.71

На сцене Пермского ТЮЗа снова появился «Чонкин»

20 октября 2014 | 12:24 Культура

В афише пермского ТЮЗа с начала этого сезона вновь появился спектакль-музыкальная фантасмагория «Чонкин», поставленный  художественным руководителем театра Михаилом Скомороховым  еще в 2006 году.



В основе спектакля – роман Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1963-1969) и его продолжение - «Претендент на престол» (1979). Третья часть романа – «Перемещенное лицо» - была написана в 2007 году, поэтому в спектакль не вошла.



Спектакль шел на сцене ТЮЗа и вывозился на множество фестивалей несколько лет подряд, имел ошеломительный успех как среди зрителей, так и среди критиков, актеры и режиссер награждались призами. На премьере побывал сам Владимир Войнович, приехавший в Пермь из самой Германии, куда он был выслан из СССР в начале 80-х годов, в том числе и за этот роман.



Затем «Чонкина» убрали с театральной афиши. Причина заключалась в том, что роль почтальонши Нюрки Беляшовой, возлюбленной и сожительницы Ивана, первоначально единолично исполняла Светлана Пермякова, известная кэвээнщица Светка, бывшая актриса ТЮЗа, навечно переехавшая в Москву. Другую роль исполнял еще один легендарный актер  ТЮЗа, а теперь тоже москвич,  Владимир Шульга. Оба они приезжали на спектакли в Пермь из Москвы. Затем Светлана стала мамой, и ей было уже не до пермского спектакля.



Поэтому в этом сезоне было сделано несколько актерских вводов. Например, роль Нюрки теперь исполняет Виктория Ельцова. Обновленного «Чонкина» сегодня можно смело назвать премьерой.



В «Чонкине» занята вся труппа ТЮЗа, причем, многие из актеров исполняют по несколько ролей.  Отметим, лишь несколько наиболее запоминающихся. Так, Валерий Серегин играет кабана Борьку, вождя всех народов Сталина и одного из ангелов.



Александр Калашниченко задушевно исполнил роли селекционера-самоучки Гладышева, озабоченного выращиванием ПУКСа, своеобразного гибрида из помидоров и картошки, растущих на одном кусте (ПУКС – это аббревиатура от слов «путь к социализму»), и круговоротом дерьма в природе, и заодно - районного прокурора.



Трое заслуженных артисток (Валентина ЛаптеваНаталья Попова и Татьяна Жаркова), точно совпадающих по весовым параметрам с верхушкой Третьего рейха, необыкновенно ярко сыграли Гитлера, Геринга и Гиммлера. Валентина Лаптева, кажется, просто родилась для того, чтобы сыграть Гитлера.



Один из полноценных актеров – квартет русских народных инструментов «Каравай». На протяжении всего спектакля он в балалаечном варианте исполняет песни 30-х годов вместе с хором девушек, которымруководит самая певучая в ТЮЗе артистка Ирина Шишенина. Руководитель «Каравая» Олег Згогурин оказался еще и выразительным артистом. Смотреть на его точные реакции было одно удовольствие. Кстати, работа в «Чонкине» не отвлекает его от руководства Пермским музыкальным колледжем, который он возглавил в июле прошлого года.



Главную роль – бравого солдата Ивана Чонкина – исполняет, как и прежде, Михаил Шибанов

-  Мне часто задают вопрос: зачем нужен «Чонкин»? Сюжет, дескать, несовременен и тому подобное. На мой взгляд, «Чонкин» - это длинный  хороший анекдот. В каждом анекдоте есть что-то смешное, мы его слушаем, смеемся, нам нравится, затем мы его рассказываем другим. Так вот,  «Чонкин» - это такой же  анекдот, в котором есть определенная тема. Это не тема войны, точнее, не только она.  Это вечная тема любви. Это  тема человека, который остался человеком среди нелюдей, существ, которые всего боятся, и от собственного страха начинают предавать и продавать. И мы сейчас живем примерно в такое же время. И мы пытаемся выжить в этом времени. Так же,  как выжил Чонкин, - говорит актер.



Тюзовский «Чонкин» представляет роман Войновича «один в один», но, понятно,  в несколько сокращенном варианте. Действие, кто не знает, разворачивается в 1941 году перед началом и в первые месяцы Великой Отечественной войны.



В небольшой деревне Красное (раньше, как гласит роман, она называлась Грязное) совершает вынужденную посадку военный самолет У-2. Командование не имеет возможности отбуксировать фанерный самолет обратно в часть и решает выставить подле него часового.



В воинской части неподалеку от Красного проходит службу рядовой Иван Чонкин. Неказистый и простодушный солдат с внешностью, далекой от внешности доблестного советского воина, этакий Иван-дурак, оказывающийся в конечном итоге самым умным, отбывает воинскую обязанность в хозвзводе авиаполка, занимаясь тем, что убирает навоз из свинарника. Именно его командование отряжает на «пост номер один»  у самолета в деревне Красное.



Через некоторое время он начинает сожительствовать с почтальоном Нюркой, встречается с жителями. Затем начинается война, и о Чонкине с его «эропланом» благополучно забывают. О нем бы и не вспомнили, если бы не случилась неприятность. Корова Нюры съела экспериментальные посадки ПУКСа  местного селекционера Гладышева. Мстительный и бдительный колхозник написал на Чонкинадонос «куда следует»:  в районное отделение НКВД. Чекисты во главе с капитаном Милягой оперативно реагируют на сигнал общественности, но взять дезертира под стражу оказывается непросто: Чонкин и Нюрка успешно обороняют свое маленькое хозяйство. В итоге для задержания «банды Чонкина» мобилизуется целый полк Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Чонкин был легко ранен в результате прямого попадания снаряда в отдельно стоящий сортир Нюры. Генерал Дрынов, удивленный тем, что полк сражался с одним рядовым и какой-то бабой, награждает его орденом, снятым со своего кителя. Но затем, увидев приказ об аресте Чонкина, отменяет свое решение о награде. Чекисты увозят Ивана  из деревни «куда следует».



Особое место в спектакле занимают сны Чонкина, что придает спектаклю, да и роману, некую фантасмагоричность. В снах Чонкина присутствует, как говорится, и смех и грех: мало того, что его в них постоянно расстреливают, так они еще так характеризуют советскую действительность как бы наизнанку. Как, впрочем, оно и было на самом деле, если кто помнит.



Михаил Скоморохов:

 - Наша жизнь сегодня с бесконечными «перевертышами» в культуре, семейными дрязгами и драмами, когда оказывается, что мать – лесбиянка, а отец, простите, педофил... А если говорить о том, что каждый день кого-то убивают, и эти убийства стали настолько обыденными для нас, что все это ужаснее любого страшного сна. Инсценировка нашего спектакля построена таким образом, что кроме основной линии романа,  в спектакле присутствуют  сны Чонкина. И эти страшные сны подтверждают, что жизнь-то еще страшнее.


Но сохранить человека в его первозданной чистоте, нравственности и духовности, уберечь чувство совестливости, сопереживание к другому человеку, способность пожертвовать собой – оказываются дефицитом сегодняшнего дня. Вот этим и современен роман и, думаю, наш спектакль.



Это интервью Михаил Скоморохов дал нашему корреспонденту в ноябре 2006 года за несколько дней до премьеры. 

Просмотров: 205

Выбор редакции

Информационно-аналитический портал «НеСекретно» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-55727 от 21.10.2013 года.

Яндекс цитирования

© ООО Медиа-группа «Пермский Обозреватель»

Вам есть что рассказать? Отправить новость
Следите за нами
в соц.сетях