Пермь: +22°C
$ 93.44€ 99.58

Слепая вЭРА в ГЛОНАСС: как потратить миллиарды и создать неэффективную систему

27 апреля 2017 | 13:42 Авто

В 2009-2016 годах власти потратили миллиарды рублей на создание системы экстренного реагирования при авариях – «ЭРА-ГЛОНАСС». С 2017-го подключение к ней стало обязательным для всех производимых в России и ввозимых автомобилей. Но, как выяснилось, система фактически не работает.

Система позиционировалась как инновационная, не имеющая аналогов в мире, способная спасти тысячи жизней за счет сокращения времени реагирования оперативных служб на ДТП. 

В 2010-2011 годах шло проектирование комплекса, первый опытный образец появился в 2012-м. С 2014-го система активно внедрялась с участием автопроизводителей, а через год началась промышленная эксплуатация. 

Сначала система устанавливалась в добровольном порядке, но нынче стала обязательной. Большинство новых машин в стране уже комплектуются ей – это и Lada Vesta, и Xray, и Jaguar XF.

Как объяснили в НП «ГЛОНАСС», занимавшемся разработкой системы, она способна в ручном или авторежиме отправить спасателям данные о местоположении и типе транспортного средства, а также его VIN-номер. Данные передаются через единую систему вызова экстренных служб по номеру 112 или через контакт-центр самой системы. Но ведь позвонить спасателям могут как сами участники ДТП, так и очевидцы аварии, а определять координаты умеет большинство телефонов и смартфонов. Зачем же дублировать то, что уже есть в распоряжении граждан?

 

«Золотая» ЭРА

В 2010-2012 годах заказчиком разработки системы был Роскосмос. С 2012 года эстафету подхватил Минтранс РФ. Согласно «Коммерсант Картотека», через госзакупки на разработку документации и опытного образца системы в 2012 году из федерального бюджета было потрачено 830 млн руб.

В 2013-м НП «ГЛОНАСС» получило на «создание системы экстренного реагирования при авариях на базе устройства отечественного производства» еще 

1,699 млрд руб. На внедрение системы тогда же направили 171,771 млн руб.

В 2014-м 309,799 млн потрачено на администрирование и тестирование, 15,620 млн – на научное обоснование создаваемых для системы нормативных документов, 389,266 млн – на «услуги, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий».

Через год на реализацию комплекса «ЭРА-ГЛОНАСС» в Крыму и Севастополе потратили еще 340,236 млн, а 201,173 млн ушло на обеспечение функционирования системы. Таким образом, только с 2012 по 2015 год посредством госзакупок было потрачено 3,96 млрд руб. 

С 2016 года за коммерческое использование «Эры-глонасс» стало отвечать принадлежащее Росимуществу АО «ГЛОНАСС» с уставным капиталом 3,9 млрд руб.

Мы вас спасем!.. наверное...

Казалось бы, многомиллиардная система, к которой подключен каждый производимый в России автомобиль, должна была спасти уже сотни жизней. Однако в Пермском крае «Эра-глонасс» не работает. Начальник регионального ГУ МЧС России Олег Попов на запрос «ПО» сообщил, что «Система-112», куда должны передаваться сигналы о ДТП, функционирует в режиме опытной эксплуатации и принимать сигналы «Эры-глонасс» начнет только после государственных испытаний.

В Министерстве РФ по делам гражданской обороны пояснили, что в Пермском крае «Система-112» проходит этап опытной эксплуатации. Аналогичным образом система работает еще в 42 субъектах, а в 29-ти только развертывается. Государственные испытания единый номер 112 прошел лишь в 13 субъектах РФ.

Сигналы от «Эры-глонасс», согласно ответу МЧС РФ, передаются в «Систему 112» только в Татарстане и Курской области. На остальных территориях, где закончились госиспытания, пока готовятся к подписанию соглашений о взаимодействии «Эры» и «Системы-112».

По тем регионам, где работа все-таки налажена, уже есть статистика. К настоящему времени с комплексов «Эры-глонасс» получено 185 тыс. сигналов. Только 860 из них были признаны «истинными», когда водителям действительно требовалась помощь. Получается, что аварийные сигналы занимают всего 0,46%. В автоматическом режиме данные получены только в 237 случаях. Потрясающая эффективность!

 

Искусство создания проблем

Обязав устанавливать систему на все ввозимые машины с 1 января 2017 года, чиновники не учли, что для этого не готова ни инфраструктура страны, ни рынок. Первыми пострадали автоперегонщики из Приморья, которые не могли получить ПТС на ввозимые машины. Таможенники за месяц забили все имеющиеся склады и попросили помощи у правительства.

Законодатели тут же «нарисовали» новый документ, позволяющий выдавать ПТС, но под обязательство владельца транспортного средства самостоятельно устанавливать «Эру-глонасс». По информации сайта АО «ГЛОНАСС», первый ПТС на машину с самостоятельно установленной системой был выдан 7 апреля(!). На данный момент устройств на Дальнем Востоке нет. Первая партия, отправленная 15 марта, была раскуплена. До конца апреля в Приморье обещают отправить еще 1 тыс. устройств.

– Денег мы здесь не зарабатываем, мы включились в выполнение государственной задачи, – рассказал временный гендиректор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля. – Создадим мастерские и наберем агентов, которые будут заниматься реализацией приборов. Наша задача – формирование конкурентной среды. Надеюсь, через два-три месяца это позволит выйти на объективную цену.

В Перми и Екатеринбурге поставки «Эры-глонасс» пока вообще не ожидаются – об этом рассказали в двух компаниях, которые могут претендовать на сертифицированное дилерство. В екатеринбургской компании «Техноком» (есть филиал в Перми) сообщили, что не имеют ни устройств, ни оборудования. Пермский разработчик терминалов для системы Fort Telecom и вовсе рекомендовал перезвонить после 15 мая, дескать, тогда будет понятно, появятся ли дилеры в Прикамье и как будет проходить процедура установки.

В компаниях сообщили, что средняя стоимость установки терминала «Эры-глонасс» составит около 40-50 тыс. руб., все остальные вопросы посоветовали задать непосредственно Минтрансу РФ.

Платят за новшество и автопроизводители. Один терминал системы стоит 10-30 тыс. руб. Но до установки еще нужны испытания в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). Согласно данным СМИ, для сертификации нужно предоставить в НАМИ несколько машин для краш-тестов с уже установленной системой. После чего можно будет получить «одобрение типа транспортного средства» (ОТТС) и начать выпуск.

По чьему карману в итоге ударит оплата тестирования и установки комплекса, объяснять не стоит. Но «Эра-глонасс» грозит еще и сокращением ассортимента доступных машин на российском рынке. Некоторые зарубежные производители уже отказались поставлять ряд моделей в Россию, так как считают испытания в НАМИ слишком дорогими.

 

Я тебя вижу

Некоторые специалисты уже заговорили о том, что «Эра-глонасс» поможет водителям «продемонстрировать мастерство вождения» и получить скидку при страховании. Такой механизм может заработать уже в 2020-м.

Можно ли сказать, что терминалы системы позволяют отслеживать любой автомобиль? В НП «ГЛОНАСС» об этом напрямую не говорят, отмечая, что система работает в пассивном режиме и активируется только в случае ДТП.

Но в состав НП входит АО «РТКомм. РУ», которое уже выполняет госконтракты для отделений ФСБ и ФСО России. А идея всеобщей слежки за всеми давно назревала в головах некоторых чиновников, предлагающих через спутники контролировать скорость движения транспортных средств и соблюдение ПДД.

Косвенно о разработке механизмов слежки за гражданами говорит и тендер от АО «ГЛОНАСС» на «работы по обеспечению функционирования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в части предоставления информации из ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» посредством доработки модуля сопряжения со СМЭВ для предоставления информации для госорганов, органов МСУ и должностных лиц» от 23 августа 2016 года, стоимостью более 6 млн руб.

Сроков полноценного ввода системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в эксплуатацию по всей России пока никто не называет. И как в дальнейшем сложится судьба этого ящика Пандоры, остается лишь гадать.

Просмотров: 428

Выбор редакции

Информационно-аналитический портал «НеСекретно» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС 77-55727 от 21.10.2013 года.

Яндекс цитирования

© ООО Медиа-группа «Пермский Обозреватель»

Вам есть что рассказать? Отправить новость
Следите за нами
в соц.сетях