В галерее «25'17» открылась выставка «Пабло Пикассо. Искушение». На ней впервые в Перми представлены работы величайшего художника ХХ века Пабло Пикассо (1881-1973, полное имя - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо) из его самого масштабного и самого откровенного графического цикла Suite 347. Этот цикл вместил в себя широчайший диапазон человеческих эмоций и страстей.
Серия получила свое название по числу выполненных в период с 16 марта по октября 1968 года 347 работ. Она состоит в основном из литогравюр, вдохновленных различными мотивами от мира цирка, корриды, театра и комедии до большой серии эротических картин, наполненных сарказмом и обаятельным юмором великого мастера.
С момента создания в 1968 году Suite 347 на протяжении нескольких десятилетий оставалась практически недоступной для широкого круга зрителей в силу так называемой «культурной цензуры», а также ограниченного тиража всего 50 экземпляров. Вместе с тем за всеми кажущимися на первый взгляд бушующими эротическими фантазиями художника скрывается в высшей степени необузданная сила и жажда жизни, управляющая творческой вселенной Пикассо.
Говорит директор галереи «25/17» Марина Фельдблюм:
- Это литографические работы Пабло Пикассо, сделанные по рисункам 1968 года. Рисунки объединены в серию Suite 347 по количеству работ. У нас представлено 105 работ. В Пермь выставку привезла московская компания «АртГит», мы с ней давно сотрудничаем, у нее есть права проката этих работ. Выставка очень откровенная. В ней есть много неожиданных, интересных работ. Лично мне ее было смотреть даже немного грустно.
- Почему?
- 1968 год. Пабло Пикассо уже в преклонных летах. И эта эротическая тема, с одной стороны, такая откровенная, такая яркая, а с другой стороны, в каждой работе он присутствует сам. У него очень ироничное отношение к себе, он в работах то старик, который подглядывает из-под кровати, то он Папа Римский, который вынужден блюсти свою честь на фоне амурных оргий, то он показывает себя в роли какого-то ловеласа или осла. Но на самом деле он узнаваем, и в этом-то и кроется его мучительное, мужское, страстное нутро, которое в нем всю жизнь бушевало. И это очень трогательно. Это великолепные рисунки с виртуозной техникой. Как рисовальщик, он великолепен.
Основу выставки составляет наиболее откровенная часть работ Suite 347. Как в калейдоскопе от сцены к сцене сменяются многочисленные персонажи, каждый из которых имеет свой характер, с присущими только ему чертами, иногда юмористичными, а иногда меланхоличными, восторженными или яростными, но объединёнными всепоглощающим неистовым желанием жизни и страсти. Его герои безудержны в своих чувственных порывах. Их черты, поведение и пластика построены на основе личного опыта, безграничного воображения, мифологии, равно как и навеянные образами Дега и Рембрандта, приобретают гротескные и откровенные или символические формы триумфа страсти. Стилистические поиски Пикассо в этих работах смешиваются с поиском обостренной эмоциональности, сладострастного сока жизни, который становится для художника, отметившего на то время свое 87-летие, заклятием против мрака смерти и забвения. Они становятся центром притяжения в художественном мире мэтра.
На выставке представлено 105 работ из Suite 347, выполненных в технике литографии в 1990-1992 годах с рисунков художника 1968 года с разрешения и под наблюдением потомков Пикассо.
Уникальность выставки подчеркивает тот факт, что в полном объеме Suite 347 находится лишь в 7 общедоступных музейных собраниях: музей Пикассо в Барселоне (Испания), Национальная библиотека Франции, музей Пикассо в Париже, Институт Искусств (Чикаго), музей Людвига (Кельн, Германия), музей Израиля (Иерусалим) и Готфрид Келлер Фонд (Швейцария).
Выставка продлится до 15 февраля 2016 года.
Справка «НС»:
Литография – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит химико-физический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографическую краску.
Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем, каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.